| ||||||
|
| |||||
Музейная история
Музей в нашем детском саду стал неотъемлемой частью формирования российской гражданской идентичности дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям.
Дошкольные группы школы 10 города Рыбинска располагаются вблизи реки Волга, парка на Волжской Набережной, приближены к памятным местам города, а самое главное, к Рыбинскому государственному историческому художественно-архитектурному музею-заповеднику. Такое местоположение нашей организации помогло обозначить приоритеты в образовательной деятельности. Поэтому не случайно была поставлена важнейшая задача формирования патриотической культуры воспитанников в условиях реализации регионально-краеведческого компонента образовательной программы детского сада. За весь период работы накопился богатый опыт взаимодействия детского сада с Рыбинским музеем. О чём говорят благодарственные письма, грамоты и дипломы.
Регулярные практические занятие и экскурсии в музее, активное участие во всевозможных конкурсах и выставках Рыбинского музея послужили появлению инициативы создания музея и в самом детском саду. Однако, набор помещений здания не позволил выделить отдельного кабинета для расположения музея. Но всем известная народная мудрость гласит: «Кто хочет-ищет возможности, кто не хочет- ищет причины». Поэтому мы уверены, что даже в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции музея. Создавать наш музей мы начали в 2012 году с обычного собирательства. Мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива. Благодаря активности сотрудников по крупицам собирались экспонаты для экспозиции музея «Моя малая Родина»: чугунки, кринки, прялки, балалайки, лапти, домотканные половички. Была создана творческая группа, определено направление, выбрано место расположения, название мини-музея исходя из интересов детей, инициативы педагогов. Первая экспозиция «Русская изба» получила своё местонахождение в группе детей старшего возраста. Она занимала небольшой уголок в пространстве среди игр и игрушек. Творческой группой были изготовлены макет стены, печки. Такое размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал экспозиции постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для изобразительной деятельности, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком. В 2013 году в другом помещении подготовительной группы дети, родители и педагоги углублённо работали по формированию представлений детей о родном городе, поэтому активно создали уголок современного Рыбинска. Например, макет достопримечательностей родного города родился как результат совместного творчества педагогов и детей. Одновременно была проявлена инициатива собрать коллекцию рыбок различной направленности, ведь рыба – символ нашего города. Так появились натуральные объекты: голова щуки, чучело малого и большого морских ежей. Здесь каждый экспонат имеет свою историю. Из туристических поездок дети стали привозить сувениры- рыбки, изготовленные из различных материалов. Здесь можно увидеть сувениры из фарфора, металла, кожи, солёного теста и даже мыла. При посещении Рыбинского музея дети приобретали деревянные сувениры с символикой города, некоторые из них изготовили сами родители. Всё это пополнило экспозицию Рыбы. В 2016 году родилась идея обогатить развивающую среду по музейной педагогике в таком свободном помещении, как тамбур перед раздевалкой. Так появилась идея создания экспозиции «Народная игрушка», оформленной в стиле «Гжель». Здесь представлены в результате собирательства изделия народно-прикладного промысла городец, дымка, филимоновская, гжель, тряпичные и соломенные куклы. Здесь также представлена коллекция колокольчиков, которая не случайно расположена в одной плоскости, это усиливает восприятие детей и взрослых о разнообразии экспонатов. В 2015 году старший воспитатель прошёл обучение по организации школьных музеев на региональном вебинаре, который был организован силами ЦДЮТЭ города Ярославля и МОУ ДПО «ИОЦ» города Рыбинска. В качестве методической поддержки стали рекомендации Вороновой Елены Витальевны, руководителя отдела краеведения ГОУ ЯО ЦДЮТур и Эк, Рукавичко Галины Альбертовны, научного сотрудника Рыбинского музея-заповедника, а также практические консультации руководителей школьных музеев детского сада № 31,№70. В результате были систематизированы все экспозиции, оформлена соответствующая документация (заведена инвентарная книга, инвентарные карточки, книга посещений музея, положение о школьном музее, должностные инструкции). Составлен и реализуется перспективный план работы музея. В музее Моя малая Родина на сегодняшний день работают следующие экспозиции: «Русская изба» с целью знакомства детей с народной культурой, предметами русского быта; «Рыба» с целью знакомства детей с разнообразием мира рыб как символа родного города; «Народная игрушка» с целью знакомства детей с основными видами народной игрушки. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что музей моей малой Родины не только функционирует, но и развивается. Педагоги и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем "погружать" детей в мир культуры и искусства, воспитатели знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея. | ||||||
| ||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |