Дошкольные группы СОШ № 10

Музейная история

 


           Дошкольные группы школы 10 города Рыбинска располагаются вблизи реки Волга, парка Волжской Набережной, приближены к памятным местам города, а самое главное, к Рыбинскому государственному историческому художественно-архитектурному музею-заповеднику.

            Такое местоположение нашей организации помогла обозначить приоритеты в образовательной деятельности.

            Поэтому не случайно была поставлена

 

важнейшая задача формирования патриотической культуры воспитанников

 

 в условиях реализации регионально- реализации регионально-краеведческого компонента образовательной программы детского сада.

             За весь период работы накопился богатый опыт взаимодействия детского сада с Рыбинским музеем. О чём говорят благодарственные письма, грамоты и дипломы.

               Регулярные практические занятие и экскурсии в музее, активное участие во всевозможных конкурсах и выставках Рыбинского музея послужили появлению инициативы создания музея и в самом детском саду.

              Однако, набор помещений здания не позволил выделить отдельного кабинета для расположения музея. Но всем известная народная мудрость гласит: «Кто хочет-ищет возможности, кто не хочет- ищет причины». Поэтому мы уверены, что даже в самых стесненных условиях при желании можно найти уголок для небольшой экспозиции музея.

               

 Создавать наш музей мы начали в 2012 году с обычного   собирательства.

 

Мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и педагогического коллектива. Благодаря активности сотрудников по крупицам собирались экспонаты для экспозиции музея «Моя малая Родина»: чугунки, кринки, прялки, балалайки, лапти, домотканные половички. Была создана творческая группа, определено направление, выбрано место расположения, название мини-музея исходя из интересов детей, инициативы педагогов.

 

Первая экспозиция «Русская изба»

 

получила своё местонахождение в группе детей старшего возраста. Она занимала небольшой уголок в пространстве среди игр и игрушек. Творческой группой были изготовлены макет стены, печки. Такое размещение музея в групповом помещении позволяет выстраивать материал экспозиции постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель имеет возможность обратиться к материалам музея, а дети группы по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для изобразительной деятельности, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.


В 2013 году в другом помещении подготовительной группы дети, родители и педагоги углублённо работали по формированию представлений детей о родном городе, поэтому активно создали уголок современного Рыбинска.

 

Например, макет достопримечательностей родного города родился как результат совместного творчества педагогов и детей. Одновременно была проявлена инициатива собрать коллекцию рыбок различной направленности, ведь рыба – символ нашего города. Так появились натуральные объекты: голова щуки, чучело малого и большого морских ежей. Здесь каждый экспонат имеет свою историю. Из туристических поездок дети стали привозить сувениры- рыбки, изготовленные из различных материалов. Здесь можно увидеть сувениры из фарфора, металла, кожи, солёного теста и даже мыла. При посещении Рыбинского музея дети приобретали деревянные сувениры с символикой города, некоторые из них изготовили сами родители. Всё это пополнило экспозицию Рыбы.

В 2016 году родилась идея обогатить развивающую предметно-пространственную среду по музейной педагогике в таком свободном помещении, как тамбур перед раздевалкой.

 

Так появилась идея создания экспозиции «Народная игрушка», оформленной в стиле «Гжель».

 

Здесь представлены в результате собирательства изделия народно-прикладного промысла городец, дымка, филимоновская, гжель, тряпичные и соломенные куклы. Здесь также представлена коллекция колокольчиков, которая не случайно расположена в одной плоскости, это усиливает восприятие детей и взрослых о разнообразии экспонатов.

В 2015 году старший воспитатель прошёл обучение по организации школьных музеев на региональном вебинаре, который был организован силами ЦДЮТЭ города Ярославля и МОУ ДПО «ИОЦ» города Рыбинска. В качестве методической поддержки стали рекомендации Вороновой Елены Витальевны, руководителя отдела краеведения ГОУ ЯО ЦДЮТур и Эк, Рукавичко Галины Альбертовны, научного сотрудника Рыбинского музея-заповедника, а также практические консультации руководителей школьных музеев детского сада № 31,70.

В результате были систематизированы все экспозиции, оформлена соответствующая документация (заведена инвентарная книга, инвентарные карточки, книга посещений музея, положение о школьном музее, должностные инструкции). На 2016-17 учебный год был составлен и реализован перспективный план работы музея.

 

В музее Моя малая Родина на сегодняшний день работают следующие экспозиции:

«Русская изба» с целью знакомства детей с народной культурой, предметами русского быта;

«Рыба» с целью знакомства детей с разнообразием мира рыб как символа родного города;

«Народная игрушка» с целью знакомства детей с основными видами народной игрушки.

 

Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что музей моей малой Родины не только функционирует, но и развивается. Педагоги и дошкольники пробуют себя в роли дизайнеров, художников, экскурсоводов. Но прежде чем "погружать" детей в мир культуры и искусства, воспитатели знакомят их с профессиями музейных работников, назначением экскурсий. Дети смогли усвоить правила поведения в общественных местах, почувствовать интеллектуальные, эмоциональные и эстетические переживания, подготовиться и морально настроиться на работу по организации своего мини-музея.
При проведении занятий в музее мы стараемся строить познавательный процесс
в следующей логической последовательности: «от простого - к сложному
и неизведанному».
«Простое» – информативная часть, которая преподносится, в готовом виде экскурсоводом или додумывается детьми на основе ранее полученных знаний;
«Сложное» – предполагает участие детей в проблемно- поисковой деятельности;
«Неизведанное» – в эту часть включается материал, который основывается на гипотезах, легендах, и требует дальнейшего осмысления и изучения.
Кроме традиционных бесед, рассказов, экскурсий, педагоги проводят в музее с детьми интерактивные занятия, мастерские, игровые досуги, проекты и научные конференции.

Мини-музей в нашем детском саду стали неотъемлемой частью формирования российской гражданской идентичности дошкольника посредством его приобщения к русской народной культуре, духовным отечественным традициям, общечеловеческим ценностям. Наши воспитанники не только посетители музея, создатели экспозиции, но они ведут научно-исследовательскую деятельность.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".