http://sch10.rybadm.ru/1/index.html МОУ СОШ №10, г.Рыбинск
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Рыбинска
Здание МОАУ СОШ №10, г.Рыбинска

В феврале 2024 года состоялся муниципальный этап открытых Всероссийских соревнований по шахматам «Белая ладья» среди команд общеобразовательных организаций. Учащиеся СОШ10 заняли второе место.  

Шахматы в школу!
05 ноября 2024 года в КЗЦ «Миллениум» (г. Ярославль)состоялся Областной фестиваль «Шахматная страна» в рамках плана реализации Концепции развития шахматного образования в Ярославской области. Наши ученицы, Козлова Арина (4в класс) и Клокова Ксения (5а класс) присутствовали на церемонии награждения по итогам проведения регионального турнира «Играем в шахматы» среди учащихся 1-4 классов в 2023-2024 учебном году. Козлова Арина стала победителем в конкурсе чтецов «Слово о шахматах». А Клокова Ксения победитель конкурса рисунков «Мир шахмат».





В феврале 2024 года состоялся муниципальный этап открытых Всероссийских соревнований по шахматам «Белая ладья» среди команд общеобразовательных организаций. Учащиеся СОШ10 заняли второе место. Команда школы в составе: Щ.Глеб, К.Иван, К.Дмитрий, К.Ксения.



Один из приоритетов государственной политики в области образования — ориентация не только на усвоение обучающимися фундаментальных знаний, но и на их воспитание, развитие личностных качеств, познавательных и созидательных способностей. Данный факт нашёл отражение в Национальной доктрине образования, устанавливающей приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития на период до 2025 года. Шахматная игра на протяжении многих веков является составной частью общечеловеческой культуры. «Они (шахматы. — Примеч. авт.) делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд» В. В. Путин. XXI век — век стремительного научно-технического прогресса, высоких технологий, большого потока доступной информации — предопределил дефицит людей с активной жизненной и профессиональной позицией, людей, способных мыслить системно, не шаблонно, умеющих искать новые пути решения предложенных задач, находить быстрый выход из проблемной ситуации, добывать нужную информацию, обрабатывать её и систематизировать. И уже в школе дети должны получить возможность для раскрытия своего потенциала, развития навыков ориентации в высокотехнологичном конкурентном мире. И здесь возрастает социально-педагогическая функция шахмат, выражающаяся в развитии у детей способности самостоятельно логически мыслить, формировании ими навыков систематизированной аналитической работы, которые в дальнейшем принесут обучающимся пользу в научной или практической деятельности. Занятие шахматами сопряжено с постоянной систематизацией получаемых на уроках знаний, выработкой у детей способности адекватно реагировать на любой поток информации и быстро осмысливать её.
С учётом того, какое значение шахматная игра имеет для развития школьников, особенно ценно, что во многих регионах России шахматы интегрированы в программы основного общего образования. На сегодняшний день накоплен значительный опыт внедрения шахмат в образовательный процесс, что позволяет по достоинству оценить эффект воздействия этой игры на развитие детей и подростков. Исследования доказали, что в рамках школьного образования активное освоение подростками игры в шахматы благотворно сказывается на их психическом, умственном и эмоциональном развитии, способствует формированию нравственных качеств, изобретательности и самостоятельности, умению ориентироваться на плоскости, сравнивать и обобщать. Дух здорового соперничества, присутствие игрового компонента, возможность личностной самореализации без агрессии, компактность, экономичность — всё это выгодно выделяет шахматы из большого ряда иных видов спорта. Постоянный поиск оптимального решения с учётом угроз соперника, расчёт вариантов в уме (без передвижения фигур на доске) создают в шахматной партии почти идеальные условия для формирования конвергентного, дивергентного и абстрактного видов мышления, а также способствуют появлению устойчивых навыков в принятии оптимальных самостоятельных решений в любой жизненной ситуации. Известно, что игра в шахматы способствует развитию различных когнитивных функций обучающихся, в том числе их мыслительных способностей и интеллектуального потенциала. Мыслительные способности совершенствуются благодаря самостоятельному обдумыванию ходов и анализу в ходе партии. Интеллектуальный потенциал проявляется в ситуациях, требующих мобильности и силы ума. Шахматная игра является благоприятным условием и методом воспитания способности к волевой регуляции поведения подростков. Овладевая способами волевой регуляции, обучающиеся приобретают устойчивые адаптивные качества личности: способность согласовывать свои стремления со своими умениями, навыки быстрого принятия оптимальных решений в трудных ситуациях, умение достойно справляться с поражением, общительность и коллективизм. Особенно важно, что обучение детей подросткового возраста игре в шахматы позволяет предотвратить возникновение асоциального поведения, приобретение нежелательных антисоциальных тяготений и привычек. Для подростков шахматы являются интеллектуальной формой проведения досуга.

В 2023-2024 учебном годы в СОШ №10 введен курс «Шахматы». Курс осуществляется в начальной школе в рамках внеурочной деятельности. Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей посредством их массового вовлечения в шахматную игру. Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровительные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
— массовое вовлечение детей в шахматную игру;
— приобщение учащихся школы к шахматной культуре;
— открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
— выявление, развитие и поддержку одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях.
Образовательные задачи способствуют:
— приобретению знаний из истории развития шахмат;
— углублению знаний в области шахматной игры, получению представлений о различных тактических приёмах;
— освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
— изучению приёмов и методов шахматной борьбы.
Оздоровительные задачи направлены на:
— формирование представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
— формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений;
— воспитание стремления вести здоровый образ жизни.
Воспитательные задачи способствуют:
— приобщению днтей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
— воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
— формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям;
— развитию выдержки, собранности, внимательности;
— развитию эстетического восприятия действительности;
— формированию уважения к чужому мнению.
Нормативная база

Электронные ресурсы
Федерация шахмат России

Шахматы в школе

Шахматный тренажер (бесплатно)

Спортивная школа №5, г. Рыбинск


Фотогалерея





МОУ СОШ №10 © 2008-2024
 Смирнова В.В., Яковлева А.В.
 Ярославская область, город Рыбинск,
  ул. Академика Губкина 21